1 Что  должен  изучать курс «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы»?
Данный предмет изучает различные идеи и идеологии, условия их возникновения, идеологическую картину мира, идеологические процессы, их влияние на жизнь людей. Предметом  курса  «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы» являются идеи и идеологии, идейные и идеологические процессы, формы, методы и средства  их влияния на людей, а также сущность и содержание идеи национальной независимости Узбекистана и способы ее внедрения в сознание граждан нашей страны

2 Какие понятия, категории и термины   необходимо   использовать?
Идея, идеология, мысль, цель, идеологическая борьба, национальная идея, идея национальной независимости, идеология национальной независимости, идеологический иммунитет, идеологическое воспитание.
 Какое значение имеет  предмет  для расширения теоретического кругозора студентов?

3  В чем  заключается практическое значение данного курса?
Он помогает  правильно разбираться в сложных идеологических процессах действительности, расширяет понимание национальной идеи и идеологии национальной независимости, формирует идеологический иммунитет и  гражданскую позицию студентов, нацеливает их на активное участие в созидательном труде  во имя  великого будущего нашей страны. Курс «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы» выполняет по отношению к молодежи мировоззренческую, идеологическую и  воспитательную функции.

4    Что обозначает понятие «идея»? Как это понятие связано с понятием «мысль»?
Идея – это конкретная мысль или совокупность мыслей, содержащих  определенную цель,  или  направляющих человека и общество к определенной цели, и побуждающих их к действиям для ее достижения.
 Идея тоже мысль, но не всякая мысль является идеей.
Идея –  это высший уровень теоретической мысли, или совокупности мыслей, содержащих  цель деятельности.

5  Что такое «идеология»? Сформулируйте основные признаки и функции идеологии.
Идеология – это  система идей в определенной сфере общественной жизни, воплощающая в себе потребности, цели, интересы, желания, надежды  и устремления  каких-то социальных групп, социальных слоев, наций,  или  всего народа, общества и государства, а также принципы и пути претворения этих идей в жизнь.
 Идеология имеет несколько признаков, отличающих ее от других структурных элементов общественного сознания:
 а) идеология – теоретическое отражение и знание социальной действительности;
б) идеология создается особой группой людей - идеологами;
в) идеология отражает интересы или определенных социальных  групп, или всего общества в целом;
г) идеология имеет отчетливо выраженную направленность на действие.
 Она  выполняет разнообразные социальные  функции по внедрению своих идей в сознание людей, идеологическому воспитанию  и организации масс для  воплощения  этих  идей в жизнь

6  Что объединяет  понятия «идея» и «идеология» и в чем их различие?
Идеология  включает  в себя идеи конкретной  социальной направленности. Но не  всякая идея входит в состав какой-либо идеологии,  хотя  обе они содержат в себе цель и побуждают к действию.

7  Когда и почему появляются идеи и идеологии? В каких исторических типах мировоззрения зарождались идеи и идеологии?
Идеи возникают в глубокой древности  вместе с появлением общества.  Идеологии формируются  позже, в процессе разделения труда и  людей  на  различные социальные слои и  группы, как выражение интересов  и целей этих групп.  К историческим типам мировоззрения относятся мифологическое, религиозное и философское мировоззрение, в рамках которого и происходило зарождение идей и идеологий человеческого общества

8  Что представляют собой форма и разновидность идей и идеологий, и какие  виды идей и идеологий вы можете назвать? Форма идеи и идеологии – это способ внешнего выражения их внутренней сущности и  содержания.   Разновидности идей и идеологий представляют собой   отражение в их содержании конкретной сферы жизнедеятельности людей, их интересов, целей,  потребностей, а также  способов практического освоения мира в этой сфере.    Существует большое количество видов различных  идей и идеологий,  которые имеют  свою  особую  форму выражения в зависимости от сферы и среды,  где они сформировались,  целей и задач, которые стоят перед ними.

9  Определите вид  ниже перечисленных идей и идеологий, назовите формы, в которых они выражаются:
 идеи  гелиоцентризма, идеи  бесконечности Вселенной,  идеи покорения космоса, идеи  внеземных цивилизаций, идеи пантеизма,  идеи  фундаментализма,  идеи политеизма, идеи феминизма,  идеология коммунизма, идеология фашизма, идеология независимости,  идеология  гуманизма, экологическая идеология, национальная идеология.

10  Что обозначает понятие «национальное», в чем особенности национальных идей и идеологий?
Понятие «национальное»  имеет два значения и обозначает:
 а) принадлежность определенной  этнической группе;
 б) принадлежность государству, стране, обществу.
 Особенности национальных идей  и идеологий заключаются в том, что они отражают в себе специфику народов, которым  служат, их убеждения,  цели и перспективы развития.  Национальные идеи и идеологии могут выражать чаяния, надежды, стремления,  интересы, как отдельного этноса,     
так  и  всего  населения  многонациональной  страны.

 11  Какие разновидности национальных идей и идеологий существуют?
Каждая страна, каждая нация сами определяют, что им выдвигать  в качестве своей  национальной идеи, поэтому национальные идеи также разнообразны, как и народы,  населяющие нашу землю.
 
12  Как связаны между собой понятия «национальная идея», «национальная идеология» и «идея национальной  независимости», «идеология национальной независимости»?
Эти термины  неразрывно связаны  между собой. Идея национальной независимости  и идеология национальной независимости являются формой и  способом выражения  национальной идеи и национальной идеологии Узбекистана, а национальная идея и национальная идеология определяют сущность идеи и идеологии нацинальн. независимости,  поэтому их можно рассматривать как  синонимичные и почти тождественные понятия.

13  Есть ли  связь между историческими эпохами, событиями в них и идеями, которые существовали в тот период?  Почему данная связь выступает как  социальный закон? Проследите действие данного закона на примере  истории нашей страны.
Историю человечества нужно рассматривать не только как череду сменяющих друг друга событий, но и как историю  идейных и идеологических процессов, соответствующих   своим  содержанием    каждому  историческому этапу общественной жизни.  Связь идейных процессов с историческим развитием носит объективный, существенный и повторяющийся характер, что является отличительными признаками закона. Поэтому взаимосвязь идейных процессов с историческим развитием выступает как  закон общественной жизни.
В истории нашей страны  идеи  градостроения в крае связаны с переходом населения к оседлому земледелию;  арабские завоевания реализовывали  идею распространения ислама среди народов;  кризис советской системы позволил  воплотить в жизнь  идею национальной независимости. Результатом идейной слабости народов Средней Азии стали  нашествия арабов, Чингизхана и царская  экспансия. 

14  Чьи идеи в истории человечества можно отнести к созидательным идеям? По каким критериям определяется созидательный характер идей и идеологий?
К созидательным идеям относятся идеи Заратуштры, Сократа, Платона, Конфуция, Фараби, Навои, А.Темура, М.Ганди,  И.Каримова  и многих других ученых, мыслителей, государственных и общественных деятелей. Понятие «созидательный» происходит  от слова «созидать», то есть создавать что-то новое, прогрессивное, хорошее.  Идеи и идеологии  должны иметь благородный характер,  возвышать человека, нацию,  народ, окрылять их  дух и вести за собой в достижении  ими намеченных целей.

 15  Какие современные идеи  вы отнесете к созидательным идеям? Как влияют   созидательные  идеи  на  социальную стабильность и социальный прогресс?
В мире рождается бесконечное множество созидательных идей, и человечество должно научиться   максимально использовать их  во благо человеку.
  Созидательные идеи и идеологии служат основой  для  обеспечения прочности  и стабильности общества. Пока в мире существует стремление к прогрессу и созиданию, в обществе всегда  будут рождаться передовые прогрессивные  идеи, но реализация их в жизнь требует от народа единства и настойчивости.
     «Достижение великих и благородных целей, которые мы поставили перед собой, обеспечение безопасности нашей страны зависят прежде всего от нашей мощи, от сплоченности народа, его твердой воли».

16  По каким критериям определяется разрушительный характер   идей и идеологий? Можно ли и как противостоять разрушительным идеям и идеологиям?
К разрушительным идеям относятся любые идеи, если они направлены против человека и человечества, против созидания и прогресса, мира и стабильности, а также идеи, воплощение которых в жизнь влечет за собой отрицательные социальные последствия и тормозит развитие общества. Критерием разрушительного характера  служат негативная  социальная направленность и отрицательные последствия  этих идей и идеологий. Их рождению способствуют алчные устремления, корыстные и реакционные цели определенных лиц и соц. групп.
Противостоять разрушительным идеям и идеологиям можно и нужно, объединив  в борьбе с ними усилия всего человечества, усилия всего народа в каждой отдельной стране.
 «Сама жизнь требует от мирового сообщества, в том числе и от государств нашего региона, укрепления сотрудничества, объединения усилий для нанесения упреждающих ударов по всем проявлениям терроризма. При этом важно согласовывать действия и координировать усилия для искоренения идейных основ терроризма в борьбе за умы и сердца молодых людей.   Никто не должен оставаться в стороне от этой борьбы».

17 Объясните, как вы понимаете принцип: «Идея против идеи, просвещение против невежества»?
«Бесполезно в наше время пытаться победить чужую идею, мысль одним запретом, административными методами. С идеей можно бороться, спорить только вооруженным идеей, с мыслью – только мыслью, с невежеством – только просвещением» (И. Каримов).   Любое насилие над сознанием человека может дать противоположный  желаемому результат.

 18  Могут ли быть совместимы между собой религиозные и светские идеи? В чем их  различие?
 Светское не есть безбожное. Светские и религиозные идеи оказывают большое положительное  влияние на общественную жизнь, дополняют друг друга, например, объединение их усилий  в борьбе с фашизмом в годы второй мировой войны, в борьбе с экстремизмом и терроризмом в настоящее время. Но они  также  могут быть   проявлением  невежества  людей  и тормозить общественный прогресс, например, инквизиция в период средневековья, идеи радикального фундаментализма сегодня

19   В чем заключается ограниченность и вредность догматических идей и идеологий? Существуют ли идеи и идеологии, обладающие абсолютной истиной?
С чуждыми идеями нельзя бороться насилием, угрозами, жестокостью, что характерно для  носителей  догматических идеологий; необходимо убеждать и просвещать массы, доказывая свою идейную правоту. Таких идей  и идеологий  реально не может быть, но есть идеологии, претендующие на универсальный характер и абсолютную истину. Например, идеология  марксизма-ленинизма, идеология религиозного фундаментализма.     Идеологии, стремящиеся к духовной  монополии, не имеют перед собой перспективы, так как рано или поздно отторгаются общественным сознанием.

20   В чем проявляется идеологический эгоизм и шовинизм и как противостоять им?
Абсолютизация и монополия одной идеи и идеологии  приводит к идеологическому эгоизму  и шовинизму. Они проявляются в навязывании народам чуждых  идей, в нетерпимости к существованию других идейных взглядов и целей, в насильственных мерах по насаждению идей в сознание масс. Абсолютизация и монополия одной идеи и идеологии тормозит развитие общественного сознания, ведет  к застою и кризису общества. Демократическое развитие требует постоянной  борьбы с любыми проявлениями идеологического эгоизма и шовинизма, противопоставления им идей, действительно выражающих интересы народа.

21  Что представляет собой  идеологическая  картина современного мира? Какие идеи  и идеологии преобладают в современном мире?
Мир от  биполярного перешел к многополюсному.  Это обеспечивает в нем  плюрализм идей и идеологий и их взаимодействие, а также   порождает борьбу между ними. Научные идеи,  религиозные идеи,   идеи, отражающие общечеловеческие ценности,  военные идеи.                        

22  Что такое «глобализация»?  В каких сферах происходит процесс глобализации? Глобализация – это объективная  тенденция современности, процесс,  в результате которого  « весь мир становится целостной и взаимозависимой системой, в которой нет места автаркии и самоизоляции».  В современном мире глобализация постепенно охватывает практически все сферы жизнедеятельности людей.
 
23  Что представляет собой глобализация идеологических процессов?         
  Глобализация идеологических процессов – это быстрое распространение идей  и  идеологий, служащих интересам  определенных государств, политических, военных, идеологических сил, по всему миру.   Глобализация идеологических процессов проявляется в стремлении  различных сил распространить свои идеи  среди населения других стран, внедрить их в сознание людей.  На этой основе приобщить или подчинить  народы своему влиянию, чтобы  заставить их  действовать в соответствии с этими идеологическими воззрениями. Глобализация идеологических процессов может носить как позитивный, так и негативный характер

24  В чем заключается положительное значение глобализации?   Насколько Узбекистан, как суверенное государство, включен в  процесс глобализации?
  Глобализация является мощным фактором участия государств в поддержании мира  и стабильности на Земле. Большое количество примеров свидетельствует о том, что глобализация  - это процесс, необходимый для  дальнейшего успешного развития человечества.  «ХХI век, очевидно, будет веком глобализации в международных отношениях. В этих условиях процесс интеграции, расширения участия суверенных государств в международных институтах и организациях необходимо рассматривать не только как историческую неизбежность, но и как мощный фактор устойчивости, стабилизации как отдельных регионов, так и в целом – в масштабе всей планеты». (И. Каримов)
 Узбекистан, как суверенное государство, активно включается в положительный всемирный процесс глобализации.  Но при этом он должен решать проблемы, связанные с тем, что, с одной стороны, он « … не может органично войти в глобальную мировую систему, не укрепив свою государственность, не возродив исторические, духовные и культурные ценности, не создав систему политической, экономической и военной безопасности страны. С другой стороны, глобализация вовлекает Узбекистан в процесс всемирной унификации стандартов жизни и политического устройства, выработанных развитыми странами, требует быстрого открытия экономических, а в будущем, возможно, и государственных границ. Наша республика, развивая рыночную экономику,  приспосабливается к требованиям глобализации, которая интегрирует страну в мировую экономическую систему.  Узбекистан тесно сотрудничает с крупнейшими банковскими и финансовыми органами, страна входит в состав самых авторитетных и влиятельных международных организаций, она присоединилась ко многим международным  конвенциям, в ней действует около 40  негосударственных и неправительственных  организаций

25  В чем заключаются негативные последствия глобализации?  Как проявляются негативные последствия глобализации в идеологической сфере?
Глобализация способствует возрастанию конкуренции между странами, возникновению и распространению  локальных и региональных войн; инфекционных болезней;   усилению экономической зависимости народов;  обострению экологических проблем; стремлению определенных политических сил и движений (агрессивному национализму и шовинизму, неофашизму, расизму, религиозному фанатизму и экстремизму) расширить сферу своего влияния до мировых масштабов. Идеи очень быстро распространяются по всему миру. В настоящее время очень остро ощущается воздействие различных идеологических центров, стремящихся с помощью соответствующих идей. подчинить сознание народов других стран своему влиянию.

 26  Как защитить сознание людей, особенно молодежи,  от негативного влияния вредных идей в условиях глобализации идеологических процессов?
Полностью избежать негативного  влияния  глобализации  нельзя. Но смягчить ее отрицательные последствия,  противостоять им человечество  может, лишь объединив  усилия всех народов мира  в этом направлении.
 Чтобы надежно защитить сознание молодежи от  вредных идей, необходимо  влияние созидательных идей и идеологий  сделать сильнее воздействия  чуждых идей.

27  Что такое геополитика? На какие идеи опирается геополитика?
Термин геополитика ввел шведский профессор и парламентарий Рудольф Челлен (1846-1922) во время первой мировой войны.   Изучая систему управления, которая имеет целью создание сильного государства, он пришел к выводу  о необходимости органичного сочетания  пяти тесно связанных между собой, взаимно влияющих элементов политики: экономополитики, демополитики, социополитики, кратополитики и геополитики.  Геополитика:
     а) это идеология, в основе которой лежит геополитическая теория;
     б) это теория,  которая стремится  обосновать внутреннюю и внешнюю политику государства ссылкой на географическую среду и географические факторы существования и развития общества;
     в) это деятельность государства в соответствии с этой теорией;
     г) наука, изучающая  геополитическую теорию  и геополитическую деятельность.

28    Геополитика опирается на:
     а) идею об определяющем влиянии географической среды на развитие общества;
     б) идею о том, что  само географическое положение ряда стран требует раздвижения границ и захвата «жизненного пространства» (Германия), «сферы взаимного процветания» (Япония);
    в) идею мирового господства;
    г) идею антагонизма Западного и Восточного полушарий.
    д) идею «глобальной» географии, не признающей границ, отказе  от создания суверенных государств;
    е) идею создания мировой сверхимперии во главе с американской «расой господ»;
   ж) идею Евразийского союза;
    з) идею приоритета национальных интересов в международных  отношениях

29    В каких сферах и как проявляется на современном этапе геополитика?  Какие геополитические цели преследуют современные государства?
  Геополитика на современном этапе проявляется:
     -  в военной сфере:  аннексия, агрессия, захват чужих территорий, создание военных баз, военное присутствие в других странах, военные блоки, военное сотрудничество;
     -  в экономической сфере: экономическое давление, экономическая блокада, экономический нажим, усиление экономического влияния, доминирование на рынках сбыта,  борьба за дешевое сырье, экономические союзы, экономическое сотрудничество;
    -  в политической сфере: установление  «нужных» режимов,  приход к власти «нужных» политических лидеров; поддержка выгодной  определенным кругам одного государства  политики  в другом государстве, политическое сотрудничество;
     -  в идеологической сфере: идеологический диктат, навязывание своих идей и идеологических установок, насаждение своих образцов  культуры; внедрение выгодных  духовных стереотипов, религиозных взглядов, идеологическое сотрудничество.
 
 30  Что такое идеологическая политика?  Как связаны между собой геополитические цели и  идеологическая политика различных стран?                          
Идеологическая политика - это политика, направленная на  разработку и внедрение в сознание  масс идей и идеологий, отвечающих интересам и целям определенного государства или большой социальной группы в нем, а также  обеспечение соответствующих  данным идеологиям  поведения, поступков и деятельности  людей.
 Борьба за сознание человека – одно из основных направлений геополитики в идеологической сфере.

31  По каким направлениям осуществляется  стремление определенных кругов к идеологическому разделу мирового пространства?
Стремление определенных кругов к идеологическому разделу мирового пространства   осуществляется по следующим направлениям:
      а) активная пропаганда соответствующих идей и  идеологий во всем мире, особенно в выгодных в геополитическом отношении регионах;
      б) постоянные поиски последователей и продолжателей этих идей;
      в) разнообразная деятельность по вовлечению людей, прежде всего молодежи, в организации,  основанные на этих идеологиях;
       г) создание филиалов этих организаций в разных странах;
       д) стремление насадить соответствующие идеи в сознание людей насильственным путем.
 Например, запрещенная организация «Хизбут-Тахрир» имеет более десятка изданий, пропагандирующих ее идеи,  осуществляет активную деятельность по вовлечению в свои ряды молодежи, усвоившей  эти идеи.

32  Как вы понимаете термин «идеологический полигон»? Почему идеологические полигоны опаснее ядерных полигонов?
Идеологический полигон - это  идеологическое пространство, своеобразная идеологическая арена, где:
во-первых, разрабатываются  идеологические технологии и  запускаются в мировую,  региональную или локальную  информационные  системы идеи соответствующей идеологии;
 во-вторых, апробируется эффективность идеологических  технологий,  полнота отражения в  идеях  геополитических  целей,  привлекательность и доступность этих идей  для  определенного  народа,
 в-третьих,  осуществляется геополитика в духовной сфере путем целенаправленного распространения  и внедрения с помощью различных средств  в  сознание  людей   идей  конкретной  идеологии;
  в-четвертых, идет  постоянная открытая или скрытая   борьба идеологий за эффективность их  влияния на сознание нации или народа соответствующей страны или региона, за подчинение его своей идеологии, подавление его в духовном отношении;
 в-пятых, проводится  откровенно открытая или тайная, скрытая  идеологическая и духовная агрессия.«В настоящее время  идеологические полигоны обладают большей силой, чем ядерные.  Самое главное, что призывает человека к  бдительности, заключается в том, что военное, экономическое, политическое давление ощущается сразу, а распознать идеологическое давление, его последствия очень трудно».  (И. Каримов )

33   В чем заключаются особенности идеологических процессов в Центральной Азии? Особенности идеологических процессов в Центральной Азии определяются тем, что «Центрально-азиатский  регион представляет собой сгусток различных политических, экономических, военных, транспортных и экологических проблем». (И. Каримов ). Решить эти проблемы можно только совместными усилиями, формируя в соответствующем направлении общественное сознание народов этого региона, влияя на их мировоззрение и социальную позицию.
1) Длительная война в Афганистане и Таджикистане, вооруженные провокации  на границах Киргизии и Узбекистана в конце ХХ века   в идеологической сфере  на первый план   выдвинули проблемы сохранения мира,  стабильности и геополитического равновесия  в регионе.
   2) Военная нестабильность  в регионе сопровождалась стремлением  и попытками распространить в Центральной Азии  пагубные, антигуманные идеи.
   3)  Использование определенными кругами  для осуществления этих  целей и оказания давления на психологию и сознание людей  террористических,  религиозно-экстремистских  средств, методов запугивания и угроз населению.
   4)  Возникла  объективная  необходимость объединить  силы и возможности стран Центральной  Азии  для борьбы против вторжения в них  чуждых и инородных идей, вредных идеологий и идеологических технологий.
   5) Молодые суверенные государства Центральной Азии начали восстанавливать  историческую память своих народов, национальные традиции, духовные и нравственные ценности, что определило особенности идеологических процессов внутри этих стран.
   6)  В странах Центральной Азии стало формироваться позитивное отношение к нравственным ценностям религии, прежде всего  ислама, обращение к ним в духовной сфере. 
    7) В идеологическом отношении большое значение приобретает  реализация выдвинутой Узбекистаном идеи «Туркестан – наш общий дом».
34  Какие реальные угрозы в идеологической сфере существуют для нашего региона?   Какова политика государств Центральной Азии в идеологической сфере?
.   Число  реальных угроз для Центральной Азии в идеологической сфере достаточно велико. Чтобы вовлечь в круг своих интересов  регион, обладающий большим экономическим потенциалом и выгодным геополитическим положением, определенные идеологические силы  используют различные формы воздействия  на него и даже грубый нажим. Среди них идеи возрождения средневекового халифата, идеологии догматического толка,  финансируемые  центрами международного терроризма и религиозного экстремизма.  Все это создает сегодня большую опасность для мира и стабильности в нашем регионе.
 Политика государств Центрально Азии в идеологической сфере направлена на сближение народов этого региона, объединение их  усилий  в совместной борьбе против общих для всех стран угроз.

35  Объясните  термин  «идеологический иммунитет».
Термин «идеологический  иммунитет» обозначает:
  1.Невосприимчивость человека к влиянию чуждых идей и идеологий.
 2.Способность  разоблачать вредные идеи  и противостоять  им.
3.Умение отстаивать свои идеи и убеждать в них других.
4. Деятельность и поведение индивида в соответствии со своей  идейной убежденностью.

 36  Термин « идеологическая  профилактика» обозначает:
 - опережающий характер идейного и  идеологического воспитания с целью выработки идеологического иммунитета;
 - большую  привлекательность собственных идей по сравнению с чуждыми идеями;
 - своевременное разоблачение вредных  идей и идеологий;
- соответствие  содержания внедряемых идей социальной реальности.

37 Что такое «модель развития» общества? Какие модели развития существуют в мире?
  Модель развития – это теоретический аналог, образец, стратегия развития общества В мире существует большое количество различных моделей социального развития в зависимости от национальных и других особенностей стран.
Природные, этнические, экономические, социальные и духовные  особенности определили выбор Узбекистаном собственного пути развития.

38   Какие принципы лежат в основе внешней политики Узбекистана?
Внешняя политика Узбекистана базируется на следующих принципах:
   1.Верховенство национально-государственных интересов при всемерном учете взаимных интересов.
   2.Равноправие и взаимная выгода, невмешательство во внутренние дела других государств.
   3.Открытость для сотрудничества вне зависимости от идеологических воззрений, приверженность общечеловеческим ценностям, сохранению мира и безопасности.
   4.Приоритет норм международного права перед внутри государственным правом.
   5. Развитие внешних связей как на основе двухсторонних, так и многосторонних соглашений.

39  В чем заключается  наша главная стратегическая цель?  Какие задачи необходимо решить для достижения этой стратегической цели?
Главная стратегическая цель - построение свободного, открытого  демократичного общества, правового государства, основанного на рыночной экономике; создание для всех людей, проживающих в Узбекистане, независимо от их национальности, языковой и религиозной принадлежности, достойных условий жизни; гарантированная реализация  законных прав и свобод.
 В политической сфере – дальнейшее углубление процессов демократизации общества и государства, обеспечение их последовательности и эффективности.
В экономической сфере – последовательное осуществление процесса либерализации экономики во  всех отраслях, углубление проводимых реформ, повышение самостоятельности хозяйствующих субъектов, устранение препятствий на пути развития предпринимательской деятельности.
В социальной сфере -  реализация сильной социальной политики.

40  Какие идеологические проблемы стоят перед Узбекистаном на современном этапе? Что необходимо сделать в области идеологии для решения этих проблем и укрепления нашей независимости?  
К современным идеологическим  проблемам Узбекистана относятся:
1.Проблемы, вызванные  быстрым  переходом от одной  социально-политической  системы к другой, сопровождавшимся  образованием  вакуума в области идеологии.
2. Проблемы  необходимости снижения  идеологического влияния на нашу страну  со стороны других государств.
3. Проблемы  последовательного возрастания идеологического влияния нашей страны на другие государства.
4.Проблемы по регулированию межнациональных  и  религиозных  отношений.
5.Информационные проблемы, связанные с распространением  чуждых нашему обществу идей и идеологий.
6.Проблемы воспитания в духе идеи национальной независимости.
 Для укрепления  нашей независимости необходима «значительная активизация духовно-просветительской деятельности в обществе для воспитания граждан нашей страны, особенно молодого поколения, всесторонне развитыми, обладающими твердой волей и убеждениями» (И. Каримов).

41  Что такое идеологический вакуум? Идеологический вакуум - это особое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется отсутствием устойчивых идейных и идеологических взглядов, мировоззренческих позиций и убеждений; своеобразной идеологической пустотой в сознании людей.В социальной жизни идеологический вакуум -  это отсутствие или слабое развитие национальной  идеи и идеологии, способных  стать источником духовно-нравственной силы народа,  фактором его объединения и сплочения,  научной основой развития общества.
 
42  Когда и почему возникает идеологический вакуум в сознании людей? Как проявляется идеологический вакуум в сознании, поведении и действиях людей? Идейный вакуум возникает в переломные для общественной жизни периоды, когда происходит утрата одних жизненных целей и ценностей и  начинается   выработка и создание новых социальных ориентиров. Старые  идейные  основы в силу своего кризиса и несоответствия требованиям современности уже не способны оказывать влияние на сознание людей, а новые духовные  цели и идеалы  еще либо не сформировались, либо  не достаточно развиты, чтобы вести за собой народ. Идеологический вакуум проявляется по-разному, но в любом случае он свидетельствует об идейной незрелости людей и отсутствии в обществе идей и идеологий, объединяющих их.

43  Что необходимо делать в идеологической сфере для предупреждения и преодоления идеологического вакуума?
Для преодоления идеологического вакуума необходимо:
     - найти общую для всех членов общества идею, способную сплотить их и повести за собой;
     - выработать  на основе этой идеи прогрессивную идеологию;
     - осуществлять продуманную и эффективную политику активного внедрения национальной  идеи и  национальной идеологии  в сознание масс для формирования идеологического иммунитета;
    - разоблачать  и нейтрализовать  идеи, способные нанести урон национальной независимости.
  «Очень важно в нынешних условиях преодоления идеологического вакуума сформировать у нашего народа, прежде всего подрастающего поколения, идеологический иммунитет». (И. Каримов)

© inst1107

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz