1. Предмет, цели и задачи курса ТПСДО

Курс ТПСДО предназначен для изучения основных научных принципов построения правового демократического общества в Узб, анализа основных этапов преобразований для построения такового общества.

Предметом или объектом данного курса является совокупность всех реформ проводимых в Узб, которые затрагивают каждого гражданина Узб, т.е. все стороны общественной жизни Узб, кроме того исследование и анализ развития демократии, изменения мышления людей и их отношения к жизни.

Задачами курса являются  изучение принципов построения демократического общества, основных этапов построения демократического общества.

 Целью данного курса является формирование у каждого студента своей гражданской позиции и как следствие повышение в дальнейшем их политической и общественной активности.

 

2. Основные проблемы курса ТПСДО

Основные проблемы курса ТПСДО:

1)проблема приобретения независимости

2)особенности построения правового государства и гражданского общества

3)экономические реформы и развитие рыночных отношений

4)проблема национальных интересов Узб в свете его внешнеполитической деятельности

 1)Первый шаг к независимости был сделан в 1990 г. - была принята "Декларация о суверенитете Узбекистана"(20 июня 1990 г.) и был утвержден Институт Президентства в РУз(24 марта 1990 г.)

Юридически Узб стал независимым, когда был принят Конституционный закон "Об основах государственной независимости Республики Узбекистан"(31 августа 1991 г.). Это закон утвердил появление на политической карте мира нового независимого государства - Республики Узбекистан.

 2)В отношении построения правового государства и гражданского общества были выдвинуты следующие направления:

a)правовые основы государственной независимости

b)правовая база под новые экономические отношения

c)правовые основы для образования рыночной инфраструктуры

d)законодательные акты обеспечивающие конституционные права человека, социальные гарантии и социальную поддержку

e)правовые основы для превращения Узб в равноправного субъекта международных отношений

Основой всех законов РУз является Конституция Республики Узбекистан, которая была принята 8 декабря 1992 г.

 3)В связи с переходом на рыночные отношения возникает необходимость принятия правовых норм. Главы "Экономические и социальные права" и "Экономические основы общества" являются основами этих правовых норм.

 4)С целью защиты своих национальных интересов Узб установил официальные отношения с более чем со 100 странами, заключил более 500 двусторонних и многосторонних договоров, присоединился к важнейшим международным конвенциям и договорам в области прав человека, вступил в СНГ(1991 г.), ООН(1992 г.), ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ(Организация Договора о коллективной безопасности), подписал соглашения с ЕС, стал сотрудничать с 30 международными финансовыми организациями.

 

З. Достижение Узбекистаном независимости - одна из основных проблем курса

ТПСДО

Достижение Узбекистаном независимости является одной из основных проблем курса ТПСДО.

Независимость имеет следующие ценности:

a)национальная государственность (предание узбекскому языку статуса государственного, взаимодоверие и взаимоуважение народов, наличие представительных органов власти, наличие собственных вооруженных сил, наличие концепции безопасности, самостоятельная внешняя деятельность)

b)народовластие

c)возрождение национального самосознания

d)условие для духовного расцвета личности

e)достойное место в мировом сообществе

f) самостоятельная внутренняя и внешняя политика

Первый шаг к независимости был сделан в 1990 г. - была принята "Декларация о суверенитете Узбекистана"(20 июня 1990 г.) и был утвержден Институт Президентства в РУз(24 марта 1990 г.)

Юридически Узб стал независимым, когда был принят Конституционный закон "Об основах государственной независимости Республики Узбекистан"(31 августа 1991 г.). Это закон утвердил появление на политической карте мира нового независимого государства - Республики Узбекистан.

 

4. Содержание и значение Закона РУз "Об основах государственной независимости РУз"

Закон РУз "Об основах государственной независимости РУз" состоит из 17 статей:

Статьи 1 - 6 определяют РУз как суверенное, независимое, правовое, демократическое государство со своей армией, неприкосновенной территорией и границами

Статьи 7 - 10 касаются государственной собственности РУз. В них определяются объекты государственной собственности, а также то, что РУз самостоятельно ведет контроль над ними

Статьи 11 - 12 посвящены национальной валюте, финансовой и кредитной политикам РУз

Статьи 13 - 14 определяют РУз как самостоятельный субъект международных отношений, как политических,  так и экономических

Статья 15 касается гражданства РУз. В ней написано, что все граждане РУз независимо от нации, народности, социальной принадлежности, вероисповедания и убеждений имеют одинаковые гражданские права и находятся под охраной Конституции республики и ее законов.

Статья 16 посвящена государственной символике и государственному языку РУз

Статья 17 определяет отношения РУз с Республикой Каракалпакстан.

Таким образом Закон РУз "Об основах государственной независимости РУз" юридически утвердил суверенитет и независимость РУз, подтвердив образование нового государства.

 

5. Этапы развития национальной государственности как фактор движения к демократии

История возникновения национальной государственности начинается с древних времен. В течение тысячелетий территория Узб входила в состав разных государств.

Основными этапами на пути формирования независимого Узб являются пребывание Узб внутри Царской Империи и в составе Советской Империи.

Но процесс этот происходил непросто - в трудных внешних и внутренних условиях.

Поэтому народ Узб так ценит приобретенную независимость.

Независимость имеет следующие ценности:

a)национальная государственность (предание узбекскому языку статуса государственного, взаимодоверие и взаимоуважение народов, наличие представительных органов власти, наличие собственных вооруженных сил, наличие концепции безопасности, самостоятельная внешняя деятельность)

b)народовластие

c)возрождение национального самосознания

d)условие для духовного расцвета личности

e)достойное место в мировом сообществе

f) самостоятельная внутренняя и внешняя политика

Получив независимость, Узб пошел по пути построения демократического государства и общества, так как демократия обладает рядом преимуществ перед другими формами правления государством:

a)свобода воли изъявления народа

b)подчинение меньшинства большинству

c)защита прав меньшинства

d)равноправие всех граждан

e)равные права на участие в управлении обществом и государством

 

6. Великие мыслители IX-XV веков о политическом устройстве общества (Фараби, Ибн-Сино, Беруний, Улугбек, Навои)

О политическом устройстве общества думали многие мыслители IХ-ХV веков.

Например, это были такие великие мыслители, как Аль Фараби, Абу Али Ибн Сино, Абу Райхан Беруни, Мухаммед Тарагай Улугбек, Алишер Навои

Аль Фараби (870-950 гг.) был сторонником монархии с идеальным правителем в его главе. Отдавая среди знаний приоритет политической философии и этике, Фараби противопоставлял "добродетельный город" невежественному и заблудшему городу, подлинно добродетельного человека тому, кто живет низкими ценностями и прозябает в лжи, клевете и высокомерии. "Город" станет тогда добродетельным, утверждал Фараби более тысячи лет тому назад, когда в нем почетное место займут науки и искусства, когда мыслящие люди не только сохранят свою честь и достоинство, но своим примером и воздействием на души сограждан, как правителей, так и подданных, сделают всеобщей нормой стремление к совершенству.

Абу Али Ибн Сино (980-1037 гг.) был сторонником милосердного правителя, покровительствующего науке.

Абу Райхан Беруни (973-1048 гг.) в своем произведении "Индия" дал описание структуры индийского общества, сравнивая его с таковым свой родины. Он верил в мудрого правителя был мыслителем-гуманистом эпохи средних веков.

Мухаммед Тарагай Улугбек (1394-1449) внук Амира Тимура. Как и свой великий предок, Улугбек правил на основе неукоснительного соблюдения закона. Он уделял большое внимание развитию образования в стране: построил школы-медресе в Бухаре, Самарканде и других городах, покровительствовал ученым.

Алишер Навои (1441-1501 гг.) как и Фараби верил в идеального справедливого правителя, о котором он написал в поэме "Искандерова стена". Он был убеждённым гуманистом, борцом против средневекового деспотизма и произвола, Навои обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие взяточников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных.

 

7. "Уложение" А.Темура о правовом государстве

Прочность и могущество любого государства, мир и благополучие страны и народа связаны с устойчивостью и незыблемостью действующих в нем законов.

 Во времена Тимура и тимуридов руководствовались и специальным уложением, связанным с именем самого великого Тимура   "Уложения Тимура", где были четко изложены правила поведения членов общества и обязанности должностных лиц и правителей, правила управления государством и войсками. Точнее, "Уложения Тимура" являются ценным сводом законов об управлении государством и армией, страной и обществом.

Амир Тимур правильно отмечал, что "если государство не основано на религии и обычном праве, не укреплено законом и уложениями, такое царство утрачивает величие и блеск. И такое царство похоже на обнаженного человека, при виде которого каждый прячет взор, и становится оно подобно дому без крыши, без дверей, куда может зайти всякий проходимец".

В "Уложениях" определены права и обязанности всех, начиная от падишаха до простого народа. Амир Тимур четко указал долг и обязанности каждого должностного лица.

 Как сказано в "Уложениях", закон для всех   как для визиря, так и для эмира, хокима* и подданных   был одинаковым. Об этом в источниках встречается достаточно много сведений.

Тимур закрепил законом защиту воинов и простого народа, указав, что "...если сельские и квартальные старейшины будут причинять зло простому народу и тем самым нанесут им ущерб, следует подвергнуть их штрафу в меру причиненного ущерба и вернуть пострадавшим, пока они не придут в прежнее положение. Если деревенский старшина или общество допустят насилие по отношению к лицам низшего сословия, то на них следует наложить штраф, соответствующий допущенному насилию. Если сборщик налогов или хоким допустят насилие и разорят народ, то они должны понести соответствующее наказание". Как известно, нарушения законов и насилие над народом чаще всего совершались военными. Амир Тимур в таких случаях наказывал и военных в соответствии с законом, где было сказано: "...если воин, превышая свои права, допустит насилие по отношению к простолюдину, следует задержать его и передать в руки притесняемого, чтобы тот сам наказал его за причиненное зло".

Тимур брал под защиту закона не только свой народ, но и, по возможности, народы завоеванных стран; старался уберечь их от пленения и разграбления.

Амир Тимур стремился держать общество в чистоте, а народ   в высокой нравственности. Для этого ввел специальный закон и правило: "Если кто-то сломает кому-то зубы, ослепит кого-то, порежет ухо или нос, пьет вино, совершит прелюбодеяние, того необходимо передать в руки шариатского судьи или судьи, принимающему решение по обычному праву". Важное значение имели законы, порядок и правила о нищих и нищенстве. Достойно внимания то, что в них упор делается не на силу, а наоборот, на убеждение. В "Уложениях" написано: "...нищих надо собирать в одно место и выдавать им пищу и определить им какое-либо занятие. Все они должны быть помечены клеймом, дабы впредь не нищенствовали. Если и после того, как были мечены, будут продолжать нищенствовать, то таких следует изгнать из страны или продать в рабство. И только после этого исчезнут в стране нищие".

Тимур указывал, что преступника следует наказывать только на основе закона, тщательно проверив его вину и при показаниях четырех свидетелей. Даже если тяжкие преступления против государства совершали лица высокого происхождения, визири высокого ранга и эмиры, нельзя спешить с наказанием, а необходимо внимательно проверить их вину, советовал Амир Тимур. Нерушимость закона, порядка и правил во многом зависит от понимания их всем народом, от его отношения к ним. Для этого и необходимо было распространять среди народа знания, особенно широко разъяснять принципы шариата и основы религии ислам. Государство Тимура и тимуридов этому уделяло большое внимание.

Амир Тимур создал для своего времени централизованное, управляемое на основе законов, могучее феодальное государство. Это государство, знали и признавали во всем мире.

 

8. Роль джадизма в национально-освободительной борьбе Узбекистана за независимость

Присоединение Средней Азии к России в конце XIX века было насильственным колониальным актом, завоеванием, мало чем отличавшимся от колониальных завоеваний других стран.

Буржуазно-либеральное, националистическое движение джадизм (или джадидизм) зародилось в 80-х гг. 19 в. среди татарской буржуазии в Крыму и Поволжье, в Азербайджане, а с 90-х гг. 19 в. Распространяется и в Средней Азии.

Представителями джадидизма в Средней Азии были такие деятели как М. Кары, Б. Ходжаев, М. Бехбуди, А. Самадов. А. Фитрат, Чулпан, А. Бадри, Н. Кудратулла, А. Кадыри, Хамза, А. Авлони, X. Шукрулло, С. Айни

 В Средней Азии в период революционных выступлений 1905 07 и в последующие годы джадидизм вышел из первоначальных культурнических. рамок и приобрёл ярко выраженную окраску буржуазно-либерального, антибольшевистского политического движения и идеологического течения. Социальной базой джадидизма были преимущественно буржуазные  слои населения Средней Азии и часть националистической интеллигенции. Джадиды ориентировались на турецких пантюркистов, поддерживали тесные связи с татарскими и азербайджанскими пантюркистами. Движение джадидов стало идеологическим оружием туркестанской либеральной буржуазии.

Революция 1905 г. расколола джадидов. Среди них появилось радикальное течение   модернисты, призывающие к более глубоким преобразованиям в просвещении и более решительным выступлениям, и кадимисты, настаивавшие на ограничении движения реформой богословского образования.

Сильное влияние на развитие джадидизма в Средней Азии оказала буржуазная младотурецкая Революция 1908.

Роль джадидов в политическом движении особенно ярко выразилась в восстании 1916 года, когда начались массовые выступления во многих уголках Туркестанского края против решения царского правительства о привлечении туземной молодежи к  тыловым работам на фронтах Первой мировой войны.

После февральской революции 1917 джадиды создали свои националистические партии: Шурон-ислам в Туркестане, младобухарскую и младохивинскую партии в Бухаре и Хиве. После прихода к власти партии большевиков в октябре 1917 года джадиды были в числе организаторов Гражданской воины против Советской власти,  вдохновителями т. н. "Кокандской автономии", вступали в соглашение с русскими белогвардейцами (А. И. Дутовым и др.) и эмиром Бухарским, активно участвовали в национально-освободительном движении.

С установлением Советской власти в Средней Азии джадидизм был ликвидирован.

 

9. Этапы перехода Узбекистана к рынку (по работе И.А.Каримова «Узбекистан по пути углубления экономических реформ»)

Начальные условия, характерные для Узбекистана - условия, в основном определившие направление экономической политики.

Разнообразие природных и климатических зон, благоприятных для широкого развития аграрного сектора. Важное значение имеет состояние ирригационных систем, условия их функционирования.

  1. Исторически сложившиеся в Азии формы организации труда и производства являются относительно непродуктивными и неприбыльными в условиях прогрессивной экономики.
  2. Сложнейшая демографическая ситуация, отмеченная высоким уровнем рождаемости и естественного прироста населения (до 2-3 процентов в год). Это создает дополнительные трудности в области безработицы.
  3. Национальный менталитет, осторожно относящийся к нововведениям и радикальным изменениям, меняющуюся систему ценностей и укоренившиеся нормы, правила, модели поведения.
  4. Традиционный образ жизни, желание со стороны местных жителей быть ближе к земле, этнические традиции, ислам как вера подавляющего большинства местного населения.
  5. Экономика с односторонней сырьевой ориентацией (хлопок), значительная технологическая и ресурсная зависимость от других республик бывшего Советского Союза.

Исходя из этих факторов, правительство Узбекистана разработало политику постепенных реформ, считая, что "не нужно разрушать старый дом, пока не построен новый". Результат - создание уникальной узбекской модели экономического преобразования.

 

Придерживаясь этой стратегии, Узбекистан находится на втором этапе рыночных реформ.

На своем первом этапе (1991-1994 г.) основными целями были:

1) стабилизация экономики и

2) формирование базы для рыночных отношений, исходя из специфических условий и особенностей страны.

Преобладающими целями второго этапа (1994 г.) реформ стали:

1) завершение приватизации государственной собственности;

2) преодоление падения производства, осуществление макроэкономической стабилизации и достижение экономической и финансовой стабильности для предприятий, государства в целом;

3) дальнейшее усиление национальной валюты - сума;

4) осуществление фундаментальных изменений в структуре экономики, смена ориентации с сырья на производство готовых товаров, повышение качества и конкурентоспособности товаров до стандартов мирового рынка.

 

Во внешнеэкономической деятельности небольшие реформы проводятся в четырех областях:

1) либерализации иностранной торговли, основанной на учреждении расширенной системы экспортных/импортных таможенных сборов;

2) децентрализация управления иностранными экономическими операциями;

3) стимулирование деятельности совместных предприятий;

4) улучшение механизма обмена (конвертируемости). 

 

10. Теоретические основы «Узбекской модели» демократии

Достойно внимания то, что поставленные основные цели и задачи опираются на дальновидный, с точки зрения модернизации страны, принцип «От сильного государства - к сильному гражданскому обществу», который начал широко реализовываться с первых дней независимости.

За годы независимости в Узбекистане произошли глубокие демократические изменения.

1. Сформированы правовые основы собственной узбекской модели развития, приняты Конституция, 15 кодексов и более 300 законов;

2. Создан двухпалатный парламент, нижняя палата которого избирается на многопартийной основе;

3. Реализован конституционный принцип разделения властей, сформированы исполнительная и судебная ветви власти;

4. Создана система национальных институтов по правам человека, включающая Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека, Института мониторинга действующего законодательства, Национального центра по правам человека;

5. Активно развиваются институты гражданского общества. Сегодня в Узбекистане функционирует около 5 тысяч негосударственных некоммерческих организаций.

 

Особенности демократического развития и формирования гражданского общества в Узбекистане

  • первое – деидеологизация экономики и ее приоритет над политикой. Иначе говоря, вначале экономика, а затем политика;
  • второе – государство на переходном этапе от старой системы к новой должно стать главным реформатором, то есть взять на себя функции инициатора реформ в области государственного, общественного и экономического обновления страны;
  • третье – верховенство Закона, или равенство всех граждан перед Законом;
  • четвертое – осуществление сильной социальной политики, ответственность государства по поддержке уязвимых в социальном плане слоев и групп населения;
  • пятое – поэтапность в проведении и реализации реформ, отказ от различных моделей шоковой терапии. Иначе говоря, развитие страны должно идти по эволюционному пути развития, а не по революционному, что, как свидетельствует история человечества, всегда приносило народу насилие, кровь и лишения.

Эти принципы в первую очередь подчеркивали наш полный отказ от коммунистической идеологии, отражали реалии начала 90-х годов ХХ века и определяли принципиальные целевые задачи реформирования нашей страны.

11. Необходимость переходного периода для формирования демократического общества

Одной из основных задач Узбекистана после приобретения независимости является построение сильного демократического общества. Причем формирование этого демократического общества должно происходить постепенно и поэтапно. Необходимо, чтобы суть демократии укрепилась в умах людей

 

+Вопрос 10.

 

12. Значение возрождения национальных, духовных ценностей и его основные задачи

В ходе широкомасштабных работ по демократизации и обновлению, модернизации и реформированию страны большое внимание уделяется повышению духовности. По инициативе Президента Ислама Каримова вопросы возрождения и развития духовных ценностей нашего народа, изучения национальных традиций, бесценного исторического наследия подняты на уровень государственной политики.

Процесс возрождения национальных ценностей включает в себя:

1. формирование собственной национальной идеи и идеологии;

2. восстановление подлинной истории народа;

3. возрождение религиозных ценностей;

4. возрождение национального самосознания.

 

31 августа 1991 года на карте мира появилось новое государство – Республика Узбекистан. Духовным фундаментом независимости явились стремление народов Узбекистана к свободе, социальной справедливости и рост национального самосознания.

С первых дней нашей независимости важнейшей задачей, поднятой на уровень государственной политики, явилось возрождение огромного духовного и культурного развития, которое в течение многих веков создавалось нашими предками. Наш народ стал подлинным хозяином своей судьбы, творцом собственной истории, носителем самобытной национальной культуры.

Источники духовного возрождения:

1. Историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства. Деяния и подвиги великих предков пробуждают историческую память, формируют новое гражданское сознание, становятся источником нравственного воспитания и подражания. Великие наши предки внесли огромный вклад в развитие нашей национальной культуры. Эти имена, их выдающийся вклад в развитие мировой цивилизации известны всему миру. Исторический опыт, преемственность традиций – все это должно стать теми ценностями, на которых воспитываются новые поколения. Благодаря усилиям узбекских ученых были заново открыты многие важнейшие страницы нашей истории: эпоха Тимуридов, период конца 19 – начала 20 веков.

2. Этническая, культурная и религиозная терпимость нашего народа. На протяжении тысячелетий Центральная Азия была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и укладов. Этническая терпимость и открытость стали естественными нормами, необходимыми для выживания и развития. Именно на нашей земле происходило глобальное взаимообогащение мировых культур на протяжении многих столетий. Благодаря реформированию и обновлению нашей общественной жизни открылись мощные пласты духовной культуры, резко изменившие народную психологию в сторону патриотизма, национальной гордости, открытости для всего мира.

3. Возрождение духовно-религиозных основ общества, культуры ислама, аккумулировавшей тысячелетний опыт нравственного становления нашего народа, явилось важным шагом на пути самоопределения, обретения исторической памяти, культурно-исторического единства. Реконструируются старые мечети и строятся новые, расширяется сеть учебных заведений, публикуется религиозная литература. Процесс возрождения национальных традиций ислама доказал правомерность отказа от любого «импорта» ислама извне, от политизации ислама и исламизации политики.религиозных течений.

4. В регионе, где сельское хозяйство на протяжении тысячелетий было целиком основано на поливном земледелии, бережное отношение к земле и воде является важным фактором.  Земля, воздух, вода и огонь издревле почитались в Центральной Азии, им воздавали должное все религии наших предков, от зороастризма до ислама. К сожалению, наибольший ущерб за последнее столетие был нанесен именно экологической системе региона, была предана забвению традиционная этика природопользования наших предков, запрещающая бездумно осквернять и растрачивать водные и земельные богатства.

5. Традиционная этика семьи и родственных отношений, основными принципами которой всегда было почитание старших, взаимовыручка, забота о детях. Возрождение ценностей семьи и родственных отношений должно означать возможность экономического, культурного и профессионального раскрепощения каждой семьи.

6. Адаптация к ценностям современного мира и информационной цивилизации. К позитивным ценностям, которое несет с собой современная цивилизация относятся ценности, связанные с процессом построения правового демократического общества: соблюдение прав человека, свобода предпринимательства, свобода слова, прессы и т.д. Обеспечение политических свобод внутри государства – процесс, требующий вдумчивого и сбалансированного подхода, длительной адаптации в сознании людей. Важнейшее значение в процессе приобщения к мировым демократическим ценностям приобретает образованность населения.

 

13. Значение возрождения религиозных ценностей для формирования демократического общества

Независимость обеспечила возрождение духовно - религиозных основ общества.

Узбекистан является важной неотъемлемой частью мусульманского мира. В свою очередь исламские ценности сыграли важную роль в формировании нравственных устоев узбекского народа. Особое внимание уделяется проводимой в Узбекистане политике по обеспечению свободы совести. В стране прочно утвердились межнациональное согласие и межконфессиональное сотрудничество.

Право каждого человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой обеспечивают Конституция Узбекистана и Закон «О свободе совести и религиозных организациях». В этих документах используется накопленный многовековой опыт. Одними из важных достижений Узбекистана являются политическая стабильность, межконфессиональное согласие и межрелигиозная толерантность. В республике созданы все условия для правового равенства, экономической и общественной свободы всех граждан независимо от их национальности и религиозной принадлежности.

На сегодняшний день в Узбекистане официально зарегистрировано свыше 2250 религиозных организаций, 17 различных конфессий. Подавляющее большинство – 2042 составляют мусульманские организации. Функционируют 2000 мечетей. За годы независимости были построены и отреставрированы сотни церквей, синагог и молельных домов.

Правительство Узбекистана прилагает большие усилия для сохранения и развития национальных традиций, возрождения родных языков и культур проживающих в республике народов и национальностей. Создание условий для свободы вероисповедания стало одним из приоритетов молодого независимого государства. Последователи представленных здесь конфессий живут в мире и согласии. За многие века совместного проживания в Узбекистане мусульмане, христиане и сторонники других традиционных религий не только выработали культуру и традиции толерантности, но и научились взаимопониманию и сотрудничеству

В стране продолжаются проекты по возрождению и развитию исламской культуры, изучению и пропаганде богатого научного и культурного наследия предков узбекского народа, восстановлению и благоустройству исламских святынь, памятников архитектуры.

1999 году создан Ташкентский исламский университет. Это крупнейший в регионе вуз, который готовит специалистов, владеющих прочными светскими и теологическими знаниями, современными технологиями.

 

14. Закон РУз «О свободе совести и религиозных организациях»

Закон РУз «О свободе совести и религиозных организациях» принят 1 мая 1998 г. Состоит из 23 статей. Целью этого закона является обеспечение права каждого на свободу совести и вероисповедания, равенства граждан независимо от их отношения к религии, а также регулирование отношений, связанных с деятельностью религиозных организаций. Данный закон дает право на свободу совести, т.е. гражданин имеет право исповедовать любую религию или не исповедывать никакую. Граждане РУз , независимо от их отношение к религии, равны перед законом. В данном законе говорится, что религия отделена от государства, т.е. религия не вмешивается в дела государства и не оказывает давления на государственные органы власти. Государство не финансирует деятельность религиозных организаций. Наше государство не отдает предпочтения какой либо определенной религии. Государство способствует установлению взаимной терпимости и уважения между гражданами, поддерживает согласие между религиями и не допускает религиозного и иного фанатизма и экстремизма.

Религиозная организация создается по инициативе не менее ста граждан Республики Узбекистан, достигших восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающих на территории Республики Узбекистан. Центральные органы управления религиозных организаций вправе создавать религиозные учебные заведения для подготовки священнослужителей. Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность и милосердие.

 

15. Исламский фундаментализм как угроза безопасности Узбекистану и миру в целом (И.А.Каримов «Узбекистан на пороге 21 века»)

Термин "фундаментализм" означает призыв к возвращению к истокам чего-либо. В частности, исламский фундаментализм означает возврат и возрождение забытых в настоящее время устоев ислама, введенных еще в период жизни пророка Мухаммада.

Религиозный фундаментализм и экстремизм не присущи какой-либо отдельной религии, нации, государству или народу. Они носят международный и транснациональный характер. Для преодоления их последствий и успешной борьбы с ними необходима мобилизация всего экономического, научного, культурного и религиозного потенциала государства, а на международном уровне - объединение усилий всего мирового сообщества.

Современный исламский экстремизм является одним из направлений фундаментализма или исламизма. "Исламизм" – это одно из основных идейных течений в современном исламе, синонимами которого являются "исламский фундаментализм" и "исламский ревайвализм". Исламизм является также идеологией исламского течения массового политического движения, стремящегося поставить процессы общественного развития в соответствие с нормами и догмами первоначального ислама.

Таким образом, исламизм есть идеология, которая обеспечивает общую основу для большого количества современных политических движений, действующих в настоящее время в мусульманском, в том числе арабском мире. Культурные и политические корни исламизма берут начало в арабском мире с конца XIX века. Однако широким политическим феноменом он стал в последние десятилетия.

В чем же проявляется угроза исламского фундаментализма в отношении Узбекистана?

 

Первое. В попытках через его распространение подорвать доверие верующих мусульман к государству-реформатору, разрушить стабильность, национальное, гражданское и межнациональное согласие как приоритетные условия преобразований к лучшему. Исламисты нацелены на дискредитацию демократии, светского государства, многонационального и многоконфессионального общества.

Второе. Те, кто следует за лозунгами фундаменталистов о справедливости, становятся заложниками чужой воли, которая в конечном итоге распоряжается не только их умами, но и судьбами. Последствие - скованность и закрепощенность личности, полное ограничение свободы мысли, действий и инициативы.

Третье. В провоцировании противостояния населения регионов страны и социальных слоев по признаку “истинной” и “ложной” религиозности, что привело к расколу нации в Алжире, Афганистане.

Четвертое. В сохранении на южных границах с Узбекистаном в сопредельных странах состояния неутихающей гражданской войны, воспроизводящей новые поколения террористов, боевиков, считающих себя истинными мусульманами, борцами за веру и жаждущих навязать свои чудовищные представления нашему народу.

Пятое. В создании отталкивающего имиджа Узбекистана как среди мусульманских, так и немусульманских стран, их общественности, которым нас хотят представить то безбожниками, атеистами, то скрытыми приверженцами государственной исламизации.

Шестое. В формировании глобального противостояния между исламской и неисламскими цивилизациями, что самым отрицательным образом сказывается на процессах интеграции в мировом сообществе, консервирует отставание новых независимых государств. И что самое страшное — поддерживает в людях ожидание “столкновения цивилизаций” по религиозному признаку.

Седьмое. В утверждении на уровне массового сознания восприятия религии как универсального средства разрешения всех экономических, политических и международных проблем и противоречий.

 

16. Принцип верховенства закона как основной признак правового государства.

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

 

Правовое государство также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей.

Отсюда следует, что правовое государство – государство, в котором выполняется принцип верховенства закона.

 

17. Конституция РУз о принципе разделения властей

Для построения правового демократического государства и общества необходимо чтобы власть не сосредотачивалась в руках одного человека или организации, так как такое положение ведет к неравенству.

Конституция Республики Узбекистан, провозгласив Узбекистан независимой правовой демократической республикой, в Статье 11 Главы II Раздела первого закрепила, что «Система государственной власти Республики Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную»

Главы XVIII. Олий Мажлис Республики Узбекистан, XIX. Президент Республики Узбекистан, XX. Кабинет Министров, XXI. Основы государственной власти на местах, XXII. Судебная власть Республики Узбекистан раздела пятого «Организация Государственной Власти» Конституции Республики Узбекистан определяют полномочия и обязанности каждой из ветвей власти в Республике Узбекистан.

 

18. Законодательная основа двухпалатного парламента (речь И.А.Каримова «Наша главная цель-демократизация и обновление общества, модернизация и реформирование общества»)

            В своей речи «Наша главная цель-демократизация и обновление общества, модернизация и реформирование общества» И.А.Каримов, определил, что «Важнейшая задача в сфере государственного строительства и управления - усилить роль и влияние законодательной власти - парламента страны, добиться более сбалансированного и устойчивого равновесия между законодательной, исполнительной и судебными ветвями власти». В первую очередь, здесь имеется ввиду передача части полномочий Президента верхней палате парламента - Сенату и правительству, а также формирование профессиональной, работающей на постоянной основе нижней Законодательной палаты и расширении ее полномочий и прав.

            Целевые задачи создания  двухпалатного парламента состоят в следующем:

1)создать систему сдержек и противовесов, необходимую для эффективного осуществления парламентом своих полномочий, принятия обоснованных и взвешенных решений.

2)имея в виду, что нижняя Законодательная палата будет осуществлять свою деятельность на постоянной профессиональной основе, следует существенно повысить качество законотворческой работы парламента.

3)добиться сбалансированности общегосударственных и региональных интересов, учитывая, что верхняя палата - Сенат, представляющий в основном местные Кенгаши, будет представлять регионы и выполнять представительские функции.

4)расширить масштабы широкого участия населения в общественной и политической жизни страны.

 

19. Международные правовые основы борьбы с терроризмом

Первые попытки разработать международно-правовые документы, необходимые для совместной борьбы государств с терроризмом, относятся еще к XIX столетию. В 1898 г. в Риме по инициативе итальянского правительства прошла международная конференция, посвященная вопросам защиты общественного строя от анархистов. Тема конференции в то время была весьма актуальной, поскольку именно от анархизма в то время исходила основная террористическая угроза Европе и миру в целом. 21 декабря 1898 г. конференция приняла акт, в котором предусматривались меры административного, правового и политического характера по координации межгосударственных усилий в противодействии терроризму. После убийства уставами и террористами из ВМОРО короля Югославии Александра и министра иностранных дел Франции Л. Барту был поставлен вопрос о разработке универсальной международной конвенции по борьбе с терроризмом. К 1937 г. под эгидой Лиги Наций разработали такой международно-правовой документ под названием "Конвенция о предупреждении терроризма и наказании за него". Однако она так и не вступила в силу, хотя способствовала утверждению таких норм и принципов борьбы с террористической угрозой как неотвратимость наказания террористов, обязательство либо выдавать террористов, либо преследовать их в уголовно-процессуальном порядке на основе законов отдельных стран, обязательство обмениваться необходимой для борьбы с терроризмом информацией.

 

Новый период международного сотрудничества по борьбе с терроризмом начался после Второй мировой войны. Сегодня уголовные законодательства отдельных стран и международное право относят терроризм к разряду наиболее опасных преступлений. Создана значительная юридическая база в виде многочисленных международных конвенций для борьбы с терроризмом. В этих нормативных актах предусмотрены взаимные обязательства государств в противодействии различным видам террористической деятельности. Среди них можно отметить: токийскую "Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов" 1963 г, гаагскую "Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов" 1970 г., монреальскую "Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации" 1971 г., нью-йоркскую "Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов" 1973 г., нью-йоркскую "Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников" 1979 г., монреальскую "Конвенцию о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения" 1991 г.

 

20. Законы РУз о деятельности, полномочиях Законодательной палаты и Сената Олий Мажлис

Высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть. Олий Мажлис Республики Узбекистан состоит из двух палат – Законодательной палаты (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Срок полномочий Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан – пять лет.

Законодательная палата является нижней палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 

Законодательная палата состоит из ста двадцати депутатов, избираемых по избирательным округам на многопартийной основе. Работа Законодательной палаты основана на профессиональной, постоянной деятельности всех депутатов палаты.

К исключительным полномочиям Законодательной палаты относятся:

1) избрание Спикера Законодательной палаты и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей;

2) решение вопросов о лишении депутата Законодательной палаты неприкосновенности по представлению Генерального прокурора Республики Узбекистан;

3) принятие Регламента и иных решений по вопросам, связанным с организацией своей деятельности и внутренним распорядком палаты;

4) принятие постановлений Законодательной палаты по тем или иным вопросам в области политической, социально-экономической жизни, а также вопросам внутренней и внешней политики государства.

Сенат (верхняя палата) Олий Мажлиса Республики Узбекистан является палатой территориального представительства. Члены Сената (сенаторы) избираются в равном количестве - по шесть человек - от Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента путем тайного голосования на соответствующих совместных заседаниях депутатов Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, представительных органов государственной власти областей, районов и городов из числа этих депутатов. Шестнадцать членов Сената назначаются Президентом Республики Узбекистан из Числа наиболее авторитетных граждан с большим практическим опытом и особыми заслугами в области науки, искусства, литературы, производства и других сферах государственной и общественной деятельности. Работа Сената основана на деятельности сенаторов, созываемых на пленарные заседания (далее - заседания) и на заседания его комитетов. В Сенате исключается образование групп по территориальному признаку и на политической или иной основе

К исключительным полномочиям Сената относятся:

1) избрание Председателя Сената и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей;

2) избрание по представлению Президента Республики Узбекистан Конституционного суда Республики Узбекистан; 

3) избрание по представлению Президента Республики Узбекистан Верховного суда Республики Узбекистан; 

4) избрание по представлению Президента Республики Узбекистан Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан; 

5) по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение от должности председателя Государственного комитета, Республики Узбекистан по охране природы и его заместителей; 

6) утверждение указов Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и его заместителей; 

7) утверждение указов Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности Председателя Службы национальной безопасности Республики Узбекистан; 

8) назначение и освобождение по представлению Президента Республики Узбекистан дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах; 

9) назначение и освобождение от должности по представлению Президента Республики Узбекистан председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан; 

10) по представлению Президента Республики Узбекистан принятие актов об амнистии; 

11) по представлению Генерального прокурора Республики Узбекистан решение вопросов о лишении члена Сената неприкосновенности; 

12) заслушивание отчетов Генерального прокурора Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы, председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан; 

13) принятие Регламента и иных решений по вопросам, связанным с организацией своей деятельности и внутренним распорядком палаты; 

14) принятие постановлений Сената по тем или иным вопросам в области политической, социально-экономической жизни, а также вопросам внутренней и внешней политики государства.

Порядок избрания, назначения и освобождения Сенатом должностных лиц по представлению Президента Республики Узбекистан определяется Регламентом Сената.

 

21. Развитие парламентаризма в РУз как фактор движения к демократическому обществу и правовому государству

Развитие парламентаризма стало важной составляющей всей стратегии общественного развития. С самого начала у нашего государства было четкое понимание того, что для фундаментального развития   демократии   необходимо сформировать эффективно функционирующий, отвечающий современным мировым стандартам парламент. На начальном этапе был образован новый однопалатный парламент, избираемый по территориальным одномандатным избирательным округам на многопартийной основе. Затем, используя накопленный опыт работы полупрофессионального однопалатного парламента, а также исходя из появившихся новых потребностей и возможностей, учитывая также опыт зарубежных стран, была проведена парламентская реформа. В конце 2004 - в начале 2005 года в результате демократических выборов был сформирован двухпалатный парламент - Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Парламентская реформа обозначила новый этап политической модернизации. На первом объединенном заседании палат Олий Мажлиса Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым были определены приоритетные задачи дальнейшей демократизации и обновления общества, реформирования и модернизации страны. Общий смысл указанного комплекса задач выражается в реализации важнейшего принципа, положенного в основу избранной модели модернизации страны, - «переход от сильного государства к сильному гражданскому обществу».

 

22. Сущность и значение принятия Закона РУз «О борьбе с терроризмом»

            Закон Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом» был принят 15 декабря 2000 г., в него были внесены изменения 30 апреля 2004 г.

            Он состоит из шести глав, 31 статьи, и принят для борьбы с мировой угрозой – терроризмом.

            Глава I дает основные положения данного закона, основные понятия проблемы на решение которого он направлен, а также методы для борьбы с терроризмом и его проявлениями и их предупреждение.

            Глава II определяет, что государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, являются:

1)Служба национальной безопасности Республики Узбекистан;

2)Министерство внутренних дел Республики Узбекистан;

3)Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан;

4)Министерство обороны Республики Узбекистан;

5)Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан,

и их полномочия.

            Глава III устанавливает порядок проведения антитеррористической операции. Она определяет стандартные методы ее проведения и лиц, ответственных за ее проведение.

            Глава IV посвящена возмещению вреда и социальной реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции.

            Глава V определяет правовую и социальную защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом.

            Глава VI устанавливает ответственность за участие в террористической деятельности и нарушение законодательства о борьбе с терроризмом.

            Закон Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом» выражает позицию Узбекистана в отношении терроризма.

 

23. Исполнительная власть в РУз и ее полномочия

Кабинет Министров - Правительство Республики Узбекистан является органом исполнительной власти Республики Узбекистан, обеспечивающим руководство эффективным функционирования экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов, иных решений Олий Мажлиса, Указов и распоряжений Президента Республики Узбекистан. Кабинет Министров правомочен решать все вопросы государственного и хозяйственного управления, отнесенные к ведению Республики Узбекистан, входящие в его компетенцию согласно законодательству, обладает правом законодательной инициативы. Кабинет Министров издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Узбекистан всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Заседания Кабинета Министров проводятся не реже одного раза в квартал. Заседания ведет Председатель Кабинета Министров или по его поручению Премьер-министр Республики Узбекистан.

В состав Кабинета Министров входят:

1. Премьер-Министр Республики Узбекистан

2. Заместители Премьер-министра Республики Узбекистан

3. Министры

4. Председатели государственных комитетов Республики Узбекистан

5. Руководители других органов государственного и хозяйственного управления

В состав Кабинета Министров Республики Узбекистан входит по должности Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан.

Кабинет Министров в пределах своей компетенции:

 

  • управляет экономическими, социально-культурными процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе сочетания и равенства всех форм собственности, демонополизации экономики, реализации правового механизма рыночной экономики;
  • содействует созданию и укреплению новых форм хозяйствования - концернов, консорциумов, межотраслевых объединений, различных ассоциаций и других аналогичных организаций, направляет и координирует их деятельность, исходя из необходимости удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения;
  • способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы в Республике Узбекистан, разрабатывает и реализует меры по проведению единой политики цен, обеспечению установленных гарантий размера оплаты труда и уровня социального обеспечения;
  • организует разработку и исполнение республиканского бюджета, а также прогнозов и важнейших программ экономического и социального развития Республики Узбекистан;
  • разрабатывает предложения о совершенствовании структуры управления, об образовании, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов государственного и хозяйственного управления Республики Узбекистан;
  • осуществляет меры развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов;
  • принимает меры к обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их права на труд, совершенствует систему социального обеспечения;
  • определяет основные направления развития и совершенствования здравоохранения, народного образования, способствует развитию культуры;
  • содействует осуществлению мер по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности, охране государственных границ Республики Узбекистан, защите интересов государства, охране общественного порядка, обеспечению и защите прав и свобод граждан;
  • координирует работу органов государственного управления по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ республиканского и международного значения, принимает меры по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий;
  • обеспечивает представительство Республики Узбекистан в иностранных государствах и в международных организациях, заключает межправительственные договора и соглашения, принимает меры к их исполнению;
  • осуществляет руководство в области внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.

 

24. Вопросы реформирования и дальнейшей либерализации судебно-правовой системы (по докладу И.А.Каримова «Наша главная цель-демократизация и обновление общества, модернизация и реформирование общества»)

            В своем докладе «Наша главная цель-демократизация и обновление общества, модернизация и реформирование общества» И.А.Каримов поднял вопросы реформирования и дальнейшей либерализации судебно-правовой системы.

            Президент отметил: «За истекшие годы практически реализована принципиально новая Концепция построения судебно-правовой системы как важнейшей составляющей формирования правового государства. Осуществлена специализация судов по уголовным, гражданским и хозяйственным делам. Создан эффективный и демократичный правовой механизм подбора и утверждения судебных кадров… Введены необходимые изменения в законодательные нормы, серьезно ограничивающие вмешательство органов прокуратуры в судопроизводство. В судебном процессе сегодня практически обеспечивается принцип состязательности, т.е. равенство прав прокурора и адвоката. Кардинальные меры осуществлены по либерализации уголовного законодательства страны. В корне пересмотрена и изменена классификация преступлений, существенно расширен состав преступных деяний, подпадающих под категорию менее тяжких и не несущих в себе общественной опасности.»

            Основным вопросом Президент назвал вопрос «обеспечения подлинной самостоятельности и независимости судей». В связи с этим возникает необходимость передачи судам части полномочий прокуратур, что «является вполне логичным требованием времени».

            Другой вопрос - это исключение смертной казни из системы наказаний. «Речь идет не о моратории на смертную казнь, как это сделано в некоторых странах, когда осужденный годами ждет, что эта мера наказания будет исполнена, а речь идет о полной ее отмене».

 

25. Правовые основы деятельности местных органов власти, их полномочия

В правовом государстве само государство также подчиняется закону. Правовые основы деятельности местных органов власти и их полномочия даны

1)Главой ХХI. «Основы государственной власти на местах» Конституции Республики Узбекистан

Статьи 99 – 101 определяют представительные органы власти на места, определяют их назначение, их полномочия и обязанности, сроки их службы, а также то, что они проводят в жизнь законы Республики Узбекистан, указы Президента Республики Узбекистан, решения вышестоящих органов государственной власти.

Статьи 102 – 104 конкретизируют обязанности и полномочия хокимов, то, как они избираются и освобождаются от должности, и кому подчиняются.

Статья 105. определяет, что органами самоуправления в поселках, кишлаках и аулах, а также в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов являются сходы граждан, возглавляемые председателем Совета (аксакала) и его советниками.

2)Законом Республики Узбекистан "О государственной власти на местах", который является подтверждением основ данных в Конституции Республики Узбекистан

Глава I. содержит общие положения о государственной власти на местах

Глава II. посвящена экономической основа деятельности государственной власти на местах

Глава III. устанавливает финансовую основу деятельности государственной власти на местах

Глава IV. посвящена структуре и организационным основам деятельности местных органов представительной власти

Глава V. определяет органы исполнительной власти на местах

Глава VI. устанавливает полномочия Кенгаша народных депутатов и хокима

Глава VII. дает гарантии законности в деятельности Кенгаша народных депутатов и хокима

 

26.Обеспечение свободы граждан и формирование социальной активности как важнейший  фактор строительства демократии

Цель которую сейчас ставит перед собой Узбекистан является демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны, т.е. «переход от сильного государства к сильному гражданскому обществу»

Для это надо принять ряд определенных мер:

1) обеспечить всех граждан равными правами и свободами

2) усилить роль и влияние на принятие важнейших государственных решений со стороны политических партий и гражданских институтов

3) развить средства массовой информации

1) Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина даны в Разделе Втором Конституции Республики Узбекистан. В нем записано, что все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения и что права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их.
2) Роль и значение политических партий и гражданских институтов в укреплении демократических ценностей в сознании людей, повышении их политической и гражданской активности, расширении масштабов и углублении демократических преобразований, происходящих в стране огромна.

3) Важнейшее условие углубления демократического обновления и гражданских свобод в Узбекистане - это реализация конкретных и последовательных мер по реализации демократических стандартов в развитии средств массовой информации (СМИ). Это дальнейшая либерализация деятельности печати, телевидения, радио, обеспечение их независимости и свободы как обязательной составляющей процесса углубления реформ в нашей стране.

 

27. Конституция РУз о правах и свободах граждан.

Второй раздел Конституции РУз посвящен правам, свободам и обязанностям гражданин.

Основной (статья 18) является то, что каждый гражданин РУз имеет одинаковые права и свободы и равны перед законом независимо от национальной, религиозной принадлежности, пола, происхождения и социального положения. Статья 19 гласит, что права и своюоды граждан, закрепленные в Конституции, являются незыблемыми и никто не в праве нарушать их.

Статьи 24-31 описывают личные права и свободы: каждый имеет право на жизнь и никто не в праве посягаться на это право;

право на свободу и неприкосновенность, призумцию невиновности, на защиту от посягательств на его честь и достоинство, вмешательства в его частную жизнь, на неприкосновенность его жилища, право на свободное передвижение, свободу мысли, слова и убеждений, право на свободу совести и вероисповедание.

Статьи 32-35 посвящены политическим правам: право на участие в управлении, право на участие в митингах, собраниях и демонстрациях в соответствии с законодательством, а также объединяться в профсоюзы;

Статьи 36-42 экономическим и социальным правам: право на собственность, труд, оплачиваемый отдых, право на социальное обеспечение в старости, при утрате трудоспособности, право на квалифицированное мед. обслуживание и право на образование (общее - бесплатное).

Государство является гарантом прав и свобод граждан

 

28. Способы решения проблемы религиозной и этнической толерантности в Руз

В ходе проводимых под руководством Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова реформ по демократическому обновлению и модернизации страны особое значение придается развитию и укреплению межнационального согласия и религиозной толерантности.

Само понятие «толерантность» означает терпимость к другим религиям, нациям, языкам, культурам.

Строительство демократического государства, основанного на соблюдении общечеловеческих ценностей, невозможно без активной гражданской позиции каждого члена общества, вне зависимости от его религиозных убеждений или национальной принадлежности. Многонациональный Узбекистан населяют представители более 130 наций и народностей.

Согласно статье 16 Конституции все граждане страны имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

В статье 4 Конституции указано, что Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития.

В Узбекистане сегодня действуют около 140 национальных культурных центров, являющихся подлинными институтами гражданского общества. Главная их задача – укрепление мира и согласия в стране.

Традиционным в нашей стране стал фестиваль «Узбекистан – наш общий дом», который не только демонстрирует богатство культуры разных этносов, но и единство всего нашего народа. Регулярно проводятся и благотворительные акции, большое внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения на основе общечеловеческих ценностей – доброты, милосердия, нравственности. Центры активно участвуют и в мероприятиях, приуроченных к общегосударственным праздникам – Дню независимости, Дню Конституции, Наврузу и другим.

В годы независимости в Узбекистане коренным образом изменилось отношение и к вопросам духовности и вероисповедания. Сегодня в стране живут представители всех мировых конфессий, имеющие возможность свободно осуществлять свои религиозные отправления. Построены и отреставрированы сотни мечетей, церквей, синагог, молельных домов.

 

 

29. Новые Национальные институты защиты прав и свобод человека в РУз (Закон «Об омбудсмане»)

В 1995 году в системе органов государства, осуществляющих защиту прав и свобод человека в Республике Узбекистан, появился новый для нашей страны институт - Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека, который был впервые учрежден на первой сессии Олий Мажлиса первого созыва по инициативе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова.

Необходимость создания в Узбекистане новой структуры по защите прав человека была обусловлена совокупностью факторов – построением гражданского общества, углублением демократических реформ, внедрением действенных мер по защите прав граждан, накопленным мировым опытом, а также требованиями, связанными с участием Республики Узбекистан в международных организациях в сфере прав человека.

Восьмая сессия Олий Мажлиса Республики Узбекистан первого созыва 24 апреля 1997 года приняла Закон “Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмане)” во втором чтении. При подготовке законопроекта были учтены положительный опыт и практика зарубежных омбудсманов, рекомендации международных организаций.

Формирование института омбудсмана в нашей стране происходило по эволюционному пути. Первоначально институт Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека не был закреплен в Конституции Узбекистана. В 2003 г. Омбудсману был присвоен конституционный статус. 27 августа 2004 года принят Закон “Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)” в новой редакции с учетом реформирования высшего законодательного органа. Новый закон состоит из преамбулы и 22 статей и вступил в силу в январе 2005.

Институт Уполномоченного по правам человека РУз дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Республики Узбекистан и находящихся на территории Республики Узбекистан иностранных граждан и лиц без гражданства на действия или бездействие организаций или должностных лиц, нарушающих их права, свободы и законные интересы, и имеет право проводить свое расследование, рассматривает жалобы, поданные в течение одного года с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав, свобод

 

30. Понятие правового государства, его признаки и особенности

Термин правовое государство состоит из 2-х частей:

Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства.

   Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Поэтому, правовое государство – это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.

На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства:

1. господство права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан;

2. «разделение властей», наличие эффективных форм контроля за осуществлением закона;

Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, имеющие большое значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае , сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.

3. незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии;

Главная ценность – человек, и эту ценность нужно беречь и охранять.

4. взаимная ответственность государства и личности.

Таким образом, правовое государство – это демократическое государство, где  обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».

© inst1107

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz